Mr. Cat
Администратор
- 01.01.22
- 49.372
- 62.422
Другие курсы от автора:
[Надежда Семенова] Стань мастером игры Лила. Тариф Мастер
[Елизавета Буданова] Королевская осанка и молодость лица (2022)
[Анастасия Сафина, Нино Пипия] Легкие роды. Все, что нужно знать будущей маме
[Анна Дерусова] [sovanna.nails] Скорость без потери качества
[Mers academy] Мастер класс по диагностике и чип тюнингу
[Кристина Бегашева] Дети. Тариф Самостоятельный
[Марина Мищерикова] Преподаватель английского нового поколения: с нуля до...
[Елизавета Буданова] Королевская осанка и молодость лица (2022)
[Анастасия Сафина, Нино Пипия] Легкие роды. Все, что нужно знать будущей маме
[Анна Дерусова] [sovanna.nails] Скорость без потери качества
[Mers academy] Мастер класс по диагностике и чип тюнингу
[Кристина Бегашева] Дети. Тариф Самостоятельный
[Марина Мищерикова] Преподаватель английского нового поколения: с нуля до...
Приблизительные данные:
О непростой ситуации на российском рынке гостеприимства слышали, пожалуй, даже те, кто вовсе не ходит в рестораны и не живет в гостиницах. Сначала по индустрии ударил запрет на курение, а затем и общая экономическая ситуация в стране стала, мягко говоря, не идеальной.
Так стоит ли вкладываться в ресторан сейчас и не станут ли подобные инвестиции заведомо убыточными? Обратимся к цифрам.
По данным РБК численность посетителей заведений питания в 2010-14 годах составила 107,5 миллионов человек. Стоимостный объем рынка за этот период вырос на 74,1% и достиг внушительного показателя в 727,8 миллиардов рублей.
Серьезные цифры. Однако у начинающих предпринимателей могут возникнуть возражения — показатели взяты за «сытые», докризисные годы, динамика следующих лет может быть отрицательной.
Согласно тому же источнику, в -19 годах ежегодный прирост объема рынка составит 11,6%. И к 2019 году достигнет показателя в 1261 миллиард рублей.
Рост ожидается за счет нескольких факторов:
Основные вехи и особенности открытия жизнеспособного ресторана изложены в этой статье специалистами компании «КЛЕН».
С чего начать? Выбор формата
«Ресторан» — понятие достаточно емкое. Суть бизнеса одна — кормить людей за деньги, уж простите за подобное упрощение. Но способов, видов, направлений ресторанного дела множество! И именно от выбранного формата зависит и размер вложений, и сроки окупаемости, и количество затраченного труда.
Остановимся на «базовых» форматах заведений питания, имеющих перспективы на российском рынке.
Fine Dining
Премиум-класс со всеми своими атрибутами. По ГОСТ такие заведения носят классификацию «люкс». Рестораны Fine Dining предлагают дорогой (во всех смыслах) интерьер, эксклюзивную кухню и подачу, элитные напитки. Средний чек соответствующий — до кризиса отобедать без алкоголя в таком ресторане стоило от 2000 рублей. Заметьте, речь не идет о штучных «звездах» вроде «Турандот» или «Пушкинъ», а о хороших, качественно сделанных, но массовых ресторанах.
На первый взгляд, откуда у клиентов деньги на такую роскошь? Но статистика показывает, что премиум-класс ресторанов чувствует себя по-прежнему неплохо. Ушли лишь те посетители, что посещали дорогие заведения ради «пыли в глаза». Костяк, для которого посещение Fine Dining — образ жизни, не почувствовал веяний кризиса и не изменил привычкам.
Casual Dining
Концепция, которая совмещает сервис и кухню премиум-класса с доступностью для массового сегмента клиентов. За разумную цену гость получает проработанный дизайн, грамотно составленное меню (чаще всего, полипродуктовое), профессиональное обслуживание.
Воплощение и вывод в плюс ресторана такого формата — задача не из простых.
Открывать заведение высокого класса со средним чеком в 500-1500 рублей рискованно, но перспективно. Casual Dining бурно рос в России до кризиса, сейчас же это формат без права на ошибку. Множество недостаточно продуманных заведений закрылось. Но те, кому удалось оптимизировать закупки, технологические процессы и работу с клиентами — собирают сливки. Средний класс (который, судя по опросам, тоже пока что не почувствовал кризиса) хочет получать определенный уровень комфорта за разумные деньги. Так что спрос на Casual Dining будет.
Fast Casual
Как любят писать в многочисленных обзорах, это «переходный» формат между Casual Dining и Fast F Рестораны этого типа постарались взять от своих «родителей» лучшее:
Открывать Fast Casual можно на небольшой площади и с использование фабрики-кухни. Такой подход снизит первоначальные вложения и сроки окупаемости. Если нет желания (или возможности) работать над концепцией самостоятельно, выбирайте одну из франшиз. Благо, их на рынке достаточно.
Fast food
В представлении, думается, не нуждается. Предприятия быстрого питания, появившиеся изначально за океаном, давно застолбили в России свою часть рынка. Пройдя путь от экзотической новинки до повседневной реальности, фаст-фуд стал привлекателен для инвестиций. Особенно сейчас, когда привычка есть вне дома сформирована, а доходы населения падают.
В Fast food уходят заведения «вышестоящих» форматов — здесь ниже затраты и больше клиентов. К быстрому питанию можно отнести не только монопродуктовые проекты, предлагающие бургеры, курицу или лапшу, но и столовые, во множестве открывавшиеся в году.
Преимущества выбора Fast food в качестве модели для бизнеса — минимальные затраты, возможность работать на фуд-корте, гибкость концепции. Справедливости ради отметим, что считать фаст-фуд рестораном начали с подачи маркетологов всем известной американской корпорации.
Описание перспективных форматов вполне можно завершить мыслью Антона Табакова, актера и признанного московского ресторатора. По его мнению, основная проблема отечественных ресторанов в ложных ориентирах. Дух заведений времен Гиляровского, являвших эталон отечественной культуры общепита, был утерян. На его место пришла «пыль в глаза», ресторан стал не местом, где едят, а способом похвастаться благосостоянием.
Сейчас ресторанная культура восстанавливается. И предприниматели, которые делают заведение «для еды», вправе рассчитывать на успех.
Концепция
Под этим понятием подразумевается своего рода «дорожная карта» предпринимателя, запускающего проект в сфере HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe). Концепция — если и не пошаговая инструкция, то уж точно набор ориентиров, которые помогут ресторатору выдержать сроки и запустить заведение без лишних проблем.
Необходимо создать техническое задание для каждого аспекта работы ресторана:
Позиционирование — выбор одного из форматов заведения питания:
Четко структурированный план действий позволяет не только отслеживать этапы работ. Благодаря концепции можно координировать работу всех занятых специалистов и снижать издержки.
Бизнес-план
Если составление концепции ресторана дает предпринимателю понимание того, что именно делать, то бизнес-план отвечает на вопросы, сколько это будет стоить и когда окупится. Понятно, что достигнуть абсолютной точности невозможно — меняется состояние рынка, появляются (или исчезают) расходы. Но стопроцентного «попадания» и не требуется, задача бизнес-плана — представить развернутую финансовую картину проекта.
Этот документ может составляться для себя, для инвесторов и партнеров или для кредитных организаций. От этого, по нарастающей, зависит детализация и полнота документа.
Здесь мы приведем усредненные цифры, ориентированные на Москву. Понятно, что для каждого региона и даже для каждого проекта расчеты индивидуальны. Чтобы получить цифры для своих условий, достаточно заменить наши значения актуальной информацией.
Основные блоки бизнес-плана
[*]Финансирование проектаКапитал может состоять из собственных, заемных и смешанных средств. Доли бюджета указываются в процентах.
[*]Условия кредитованияПункт заполняется в том случае, если Вы берете ссуду в банке или других кредитных организациях.
[*]Затраты на помещениеЗдесь указывается статус помещения (аренда, собственность, иные варианты), затраты на создание инженерных и технологических проектов, ремонт.
Для ресторана на 50 мест, занимающего площадь в 180 м², бюджет будет выглядеть следующим образом:
Аренда помещения
Ближайшее Подмосковье — 20 000 рублей за м² в год. Сумма — 3 600 000 рублей в год.
Район третьего транспортного кольца — 50 000 рублей за м² в год. Сумма — 9 000 000 в год.
Центр Москвы — 100 000 рублей за м² в год. Сумма — 18 000 000 в год.
Инженерное проектирование
Архитектурный проект необходим для проведения строительных работ или реконструкции. Документ включает в себя:
Проектирование вентиляции и кондиционирования имеет значение не только для создания комфортных климатических условий (хоть это и важно). Во время обработки продуктов в воздух выделяется большое количество запахов, иногда чада, дыма и других загрязнений. Мощные системы кондиционирования — вопрос безопасности персонала. И, разумеется, никакие посторонние запахи не должны проникать в обеденный зал.
Документ включает в себя:
Проектирование водоснабжения и канализации необходимо для выполнения двух целей. Первая — соответствие воды гигиеническим нормам, установленным в регионе. Второе — обеспечение бесперебойной работы водопровода и канализации на кухне. Очевидно, что ресторан потребляет значительно больше воды, чем административное, а уж тем более бытовое здание (рассчитать можно по СНиП 2.04.01-85*). Коммуникации должны выдерживать нагрузку.
Документ включает в себя:
Проектирование электроснабжения. Современными заведениями питания используется большое количество оборудования, работающего на электроэнергии. Причем, и от 220 В, и от 380 В. Проект надежной проводки, способной работать с высокими нагрузками, должен создаваться только профессионалами.
Документ включает в себя:
Общая стоимость инженерного проектирования — 147 600 рублей.
Технологическое проектирование
Это создание оптимальной схемы расстановки оборудования в помещении и разработка планов привязки техники к сетям коммуникаций.
Стоимость — 200 рублей за м² площади. Сумма — 36 000 рублей.
При заказе комплекта оборудования в компании «КЛЕН» технологическое проектирование Вы получаете бесплатно.
Дизайн
Если кафе или тематические пабы иногда могут создать визуальное оформление своими силами, то ресторанным проектам стоит обратиться к услугам профессионалов.
Дизайн «под ключ» это:
«Полный комплект» дизайна обойдется в 1200 рублей за м². Сумма — 216 000 рублей.
Если позволяют средства, стоит заказать и брендбук — тогда все рекламные материалы будут выполнены в единой концепции.
Отделка помещения
Собственно, воплощение дизайн-проекта. Цены указаны за работу квалифицированных строителей. Отделка среднего уровня (сложнее косметического, но еще и не VIP) будет стоить 7 000 рублей без учета материалов.
Сумма — 1 260 000 рублей.
Оснащение
Современное ресторанное оснащение — отдельная отрасль в индустрии гостеприимства, своеобразное «государство в государстве». На ведущих производителей работают полноценные научные отделы, создавая не только более совершенную технику, но и принципиально новые способы обработки продуктов.
При выборе оборудования стоит обратиться к профессионалам, иначе существует риск «промахнуться». Слишком мощное и дорогое оборудование будет окупаться годами, а дешевые модели не справятся с нагрузкой. В обоих случаях ресторатор понесет убытки.
Ниже представлено оснащение ресторана на 50 мест с классической кухней.
Тепловое оборудование:
Поварские ножи — 31 176 рублей
Предметы сервировки — 114 106 рублей
Стеклянная и фарфоровая посуда, столовые приборы — 213 960 рублей
Мебель для ресторана на 50 посадочных мест (включая станцию официанта) — 762 725 рублей
Таким образом, все оснащение ресторана обойдется в 2 600 000 рублей.
Регистрация
Получение разрешительной документации и регистрация бизнеса — этап, который может попить больше крови, чем все остальные вместе взятые. И не из-за чрезмерной сложности, а по причине не самой оперативной работы всевозможных служб и инстанций.
Для организации ресторана оптимальной будет форма ООО (общества с ограниченной ответственностью).
Во-первых, учредители юридического лица, в отличие от индивидуального предпринимателя, несут ответственность только в размере уставного капитала. Бизнес имеет риски, и стоит обезопасить себя от возможного провала.
Во-вторых, ООО может нанимать и назначать генерального директора по своему усмотрению. Этот момент будет важен, если бизнес начнет расширяться.
Из минусов ООО — довольно сложная отчетность, которую лучше отдать на аутсорс. Или нанять бухгалтера.
Для регистрации юридического лица потребуются:
— Протокол собрания учредителей, который подтверждает создание ООО
— Устав
— Свидетельство о регистрации
— Свидетельство о присвоении ИНН
— Выписка из Единого реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП)
— Информационное письмо Росстата о кодах ОКВЭД:
— Договор с банком об открытии счета
— Подтверждение регистрации ККТ (контрольно-кассовой техники)
— Штатное расписание
— Приказ о назначении руководителя, главного бухгалтера, кассира-операциониста
— Контрольный журнал и книга жалоб
Для помещения:
Налогообложение
Большинство региональных рестораторов предпочитают работать по ЕНВД(единый налог на вмененный доход). Но эта система налогообложения не работает для Москвы. К тому же, здесь существует ограничение по площади — до 150 м².
Для выбранного нами примера бизнес-плана больше подойдет упрощенная система налогообложения.
Условия для перехода:
Предприятия на УСН не платят НДС, налоги на прибыль и имущество. Вместо этого вводится один ежеквартально оплачиваемый налог. Платить его Вы можете по одной из двух схем расчета — с доходов или с разницы между доходами и расходами. В первом случае отчисляется 6%, во втором — 15%. Региональные власти могут менять ставки по своему усмотрению, узнать точные значения можно в регионе открытия ресторана.
Персонал
Вопрос с кадрами для индустрии гостеприимства в России стоит достаточно остро. Если барменов и поваров готовят, пусть и «штучно», то найти квалифицированного официанта — настоящая проблема. В большинстве своем, официанты — подрабатывающая молодежь. Те же, кто остается в индустрии, со временем переходят в управляющие и распорядители, снова нанимая новичков. И так по кругу. Достаточно сказать, что в 90-х годах в Москве было 25 учебных заведений, выпускающих профессиональных официантов. Сейчас их 2.
Полноценный и квалифицированный штат формируется двумя путями:
Общие ежемесячные затраты на заработную плату: 830 000 рублей.
Наценка и рентабельность
Затраты ресторана условно состоят из трех статей — аренды, заработной платы и стоимости продуктов.
Первые два вида расходов условно постоянны. А вот с себестоимостью блюд можно работать — как раз за счет грамотного соотношения наценки к стоимости продукта формируется прибыль заведения.
К этому этапу ресторатор подходит с уже разработанным меню. Универсальной формулы для определения наценки не существует. Есть тенденция, что на горячее самая маленькая наценка (100-250%) , на супы и кофе — самая большая (500-1000%). Но стоимость каждого блюда рассчитывается отдельно.
Что необходимо учитывать:
— Платежеспособность целевой аудитории. Как говорилось выше, форматы ресторанов могут кардинально различаться. Сколько Ваши клиенты готовы отдать за то или иное блюдо? Установить это помогут маркетинговые исследования района, в котором Вы работаете. Полученный параметр называется «воспринимаемая цена» — максимальная цена, по которой гости будут покупать продукт в запланированном количестве.
— Конкуренция. Реклама и даже высокое качество блюд, увы, не сработают, если ресторан за углом предлагает аналогичное (пусть и только по названию) блюдо на треть дешевле. Ориентироваться придется на рынок. Это правило не касается эксклюзивных предложений.
— Фудкост — процентное соотношение себестоимости блюда и его отпускной цены. Какую часть заработанных денег Вы потратили еще до подачи блюда. Приемлемые показатели для ресторана — 25-40%. Считать необходимо не затраты продукта по технологическим картам, а фактический расход. В него войдет и порча, и комплименты гостям, и стафф-питание.
— Маржа — то есть прибыль с каждого блюда в рублях. Вам хватает суммарной прибыли?
— Оборачиваемость. В ресторане есть «топовые» позиции, которые пользуются наибольшим спросом. Всенародная любовь к салату «Цезарь», например, давно известна. Маржу на такие блюда можно уменьшать и добирать прибыль за счет больших продаж.
В ценообразовании должен непосредственно участвовать шеф-повар, поскольку теоретические выкладки имеют значительные расхождения с реальным процессом работы на кухне.
Средняя рентабельность ресторанов по оценке Forbes составляет 15%. При показателях в 20-25% проект можно считать успешным. 10% рентабельности — зона риска.
Резюме
Подведем итоги. На открытие собственного ресторана (50 посадочных мест, площадь — 180 м²) потребуется:
Единовременно — для инженерного и технологического проектирования, ремонта, дизайна, закупки оснащения и инвентаря: 4 259 600 рублей.
Сумма дана без учета стоимости регистрации, последнюю можно узнать в контролирующих инстанциях Вашего региона.
Регулярно — 830 000 рублей в месяц на зарплату, 9 000 000 рублей в год на аренду помещения в районе ТТК Москвы.
Плюсом пойдут закупки продуктов, эта цифра целиком и полностью зависит от меню заведения.
Средний срок окупаемости ресторана Casual Dining — 2,5-3 года.
Материал может быть удален по просьбе
- Первоначальные затраты – около 5 000 000 рублей.
- Окупаемость – 2,5 — 3 года.
- 50 посадочных мест, площадь — 180 м².
О непростой ситуации на российском рынке гостеприимства слышали, пожалуй, даже те, кто вовсе не ходит в рестораны и не живет в гостиницах. Сначала по индустрии ударил запрет на курение, а затем и общая экономическая ситуация в стране стала, мягко говоря, не идеальной.
Так стоит ли вкладываться в ресторан сейчас и не станут ли подобные инвестиции заведомо убыточными? Обратимся к цифрам.
По данным РБК численность посетителей заведений питания в 2010-14 годах составила 107,5 миллионов человек. Стоимостный объем рынка за этот период вырос на 74,1% и достиг внушительного показателя в 727,8 миллиардов рублей.
Серьезные цифры. Однако у начинающих предпринимателей могут возникнуть возражения — показатели взяты за «сытые», докризисные годы, динамика следующих лет может быть отрицательной.
Согласно тому же источнику, в -19 годах ежегодный прирост объема рынка составит 11,6%. И к 2019 году достигнет показателя в 1261 миллиард рублей.
Рост ожидается за счет нескольких факторов:
- Снижение стоимости аренды коммерческой недвижимости (как следствие снижения спроса)
- Адаптация клиентов и рынка к новым ценам и запрету на курение
- Недостаточная насыщенность рынка (количество ресторанов на тысячу населения даже в Москве в 4 раза ниже западноевропейских норм)
- «Выживание» эффективных игроков
Основные вехи и особенности открытия жизнеспособного ресторана изложены в этой статье специалистами компании «КЛЕН».
С чего начать? Выбор формата
«Ресторан» — понятие достаточно емкое. Суть бизнеса одна — кормить людей за деньги, уж простите за подобное упрощение. Но способов, видов, направлений ресторанного дела множество! И именно от выбранного формата зависит и размер вложений, и сроки окупаемости, и количество затраченного труда.
Остановимся на «базовых» форматах заведений питания, имеющих перспективы на российском рынке.
Fine Dining
Премиум-класс со всеми своими атрибутами. По ГОСТ такие заведения носят классификацию «люкс». Рестораны Fine Dining предлагают дорогой (во всех смыслах) интерьер, эксклюзивную кухню и подачу, элитные напитки. Средний чек соответствующий — до кризиса отобедать без алкоголя в таком ресторане стоило от 2000 рублей. Заметьте, речь не идет о штучных «звездах» вроде «Турандот» или «Пушкинъ», а о хороших, качественно сделанных, но массовых ресторанах.
На первый взгляд, откуда у клиентов деньги на такую роскошь? Но статистика показывает, что премиум-класс ресторанов чувствует себя по-прежнему неплохо. Ушли лишь те посетители, что посещали дорогие заведения ради «пыли в глаза». Костяк, для которого посещение Fine Dining — образ жизни, не почувствовал веяний кризиса и не изменил привычкам.
Casual Dining
Концепция, которая совмещает сервис и кухню премиум-класса с доступностью для массового сегмента клиентов. За разумную цену гость получает проработанный дизайн, грамотно составленное меню (чаще всего, полипродуктовое), профессиональное обслуживание.
Воплощение и вывод в плюс ресторана такого формата — задача не из простых.
Открывать заведение высокого класса со средним чеком в 500-1500 рублей рискованно, но перспективно. Casual Dining бурно рос в России до кризиса, сейчас же это формат без права на ошибку. Множество недостаточно продуманных заведений закрылось. Но те, кому удалось оптимизировать закупки, технологические процессы и работу с клиентами — собирают сливки. Средний класс (который, судя по опросам, тоже пока что не почувствовал кризиса) хочет получать определенный уровень комфорта за разумные деньги. Так что спрос на Casual Dining будет.
Fast Casual
Как любят писать в многочисленных обзорах, это «переходный» формат между Casual Dining и Fast F Рестораны этого типа постарались взять от своих «родителей» лучшее:
- Обслуживание официантами, качественный интерьер и расширенное меню от сегмента демократичных ресторанов
- Максимальную скорость обслуживания и низкие цены от сегмента быстрого питания.
Открывать Fast Casual можно на небольшой площади и с использование фабрики-кухни. Такой подход снизит первоначальные вложения и сроки окупаемости. Если нет желания (или возможности) работать над концепцией самостоятельно, выбирайте одну из франшиз. Благо, их на рынке достаточно.
Fast food
В представлении, думается, не нуждается. Предприятия быстрого питания, появившиеся изначально за океаном, давно застолбили в России свою часть рынка. Пройдя путь от экзотической новинки до повседневной реальности, фаст-фуд стал привлекателен для инвестиций. Особенно сейчас, когда привычка есть вне дома сформирована, а доходы населения падают.
В Fast food уходят заведения «вышестоящих» форматов — здесь ниже затраты и больше клиентов. К быстрому питанию можно отнести не только монопродуктовые проекты, предлагающие бургеры, курицу или лапшу, но и столовые, во множестве открывавшиеся в году.
Преимущества выбора Fast food в качестве модели для бизнеса — минимальные затраты, возможность работать на фуд-корте, гибкость концепции. Справедливости ради отметим, что считать фаст-фуд рестораном начали с подачи маркетологов всем известной американской корпорации.
Описание перспективных форматов вполне можно завершить мыслью Антона Табакова, актера и признанного московского ресторатора. По его мнению, основная проблема отечественных ресторанов в ложных ориентирах. Дух заведений времен Гиляровского, являвших эталон отечественной культуры общепита, был утерян. На его место пришла «пыль в глаза», ресторан стал не местом, где едят, а способом похвастаться благосостоянием.
Сейчас ресторанная культура восстанавливается. И предприниматели, которые делают заведение «для еды», вправе рассчитывать на успех.
Концепция
Под этим понятием подразумевается своего рода «дорожная карта» предпринимателя, запускающего проект в сфере HoReCa (Hotel, Restaurant, Cafe). Концепция — если и не пошаговая инструкция, то уж точно набор ориентиров, которые помогут ресторатору выдержать сроки и запустить заведение без лишних проблем.
Необходимо создать техническое задание для каждого аспекта работы ресторана:
Позиционирование — выбор одного из форматов заведения питания:
- Идея и тематика — что именно Вы предлагаете гостям (паназиатский ресторан, футуристический проект, блинную)
- Способ обслуживания
- Уникальное торговое предложение (отличие проекта от аналогов)
- Определение целевой аудитории
- Требования к помещению и расположению
- Требования к системам коммуникаций (электричество, водопровод, вентиляция)
- Зонирование обеденного зала и кухни
- Основное меню
- Винная и барная карты
- Сезонное меню
- Дизайн-проект интерьера, фасада и прилегающей территории (при необходимости)
- Фирменный стиль (брендбук)
- Мебельное оснащение
- Работа с поставщиками
- Основное, сезонное и акционное ценообразование
- Программы вывода проекта на рынок и последующего продвижения
- PR-мероприятия
- Программы лояльности
- Таргетированные мероприятия для различных групп посетителей
Четко структурированный план действий позволяет не только отслеживать этапы работ. Благодаря концепции можно координировать работу всех занятых специалистов и снижать издержки.
Бизнес-план
Если составление концепции ресторана дает предпринимателю понимание того, что именно делать, то бизнес-план отвечает на вопросы, сколько это будет стоить и когда окупится. Понятно, что достигнуть абсолютной точности невозможно — меняется состояние рынка, появляются (или исчезают) расходы. Но стопроцентного «попадания» и не требуется, задача бизнес-плана — представить развернутую финансовую картину проекта.
Этот документ может составляться для себя, для инвесторов и партнеров или для кредитных организаций. От этого, по нарастающей, зависит детализация и полнота документа.
Здесь мы приведем усредненные цифры, ориентированные на Москву. Понятно, что для каждого региона и даже для каждого проекта расчеты индивидуальны. Чтобы получить цифры для своих условий, достаточно заменить наши значения актуальной информацией.
Основные блоки бизнес-плана
[*]Финансирование проектаКапитал может состоять из собственных, заемных и смешанных средств. Доли бюджета указываются в процентах.
[*]Условия кредитованияПункт заполняется в том случае, если Вы берете ссуду в банке или других кредитных организациях.
[*]Затраты на помещениеЗдесь указывается статус помещения (аренда, собственность, иные варианты), затраты на создание инженерных и технологических проектов, ремонт.
Для ресторана на 50 мест, занимающего площадь в 180 м², бюджет будет выглядеть следующим образом:
Аренда помещения
Ближайшее Подмосковье — 20 000 рублей за м² в год. Сумма — 3 600 000 рублей в год.
Район третьего транспортного кольца — 50 000 рублей за м² в год. Сумма — 9 000 000 в год.
Центр Москвы — 100 000 рублей за м² в год. Сумма — 18 000 000 в год.
Инженерное проектирование
Архитектурный проект необходим для проведения строительных работ или реконструкции. Документ включает в себя:
- Допуск СРО к работам по подготовке проектной документации
- Пояснительная записка
- Поэтажные планы
- Разрезы
- Устройство перегородок, окон и дверей
- Крепление оборудования и трубопроводов
- Утепление ограждающих конструкций
- Ведомость отделки помещений
- Расход материалов
Проектирование вентиляции и кондиционирования имеет значение не только для создания комфортных климатических условий (хоть это и важно). Во время обработки продуктов в воздух выделяется большое количество запахов, иногда чада, дыма и других загрязнений. Мощные системы кондиционирования — вопрос безопасности персонала. И, разумеется, никакие посторонние запахи не должны проникать в обеденный зал.
Документ включает в себя:
- Допуск СРО к работам по подготовке проектной документации
- Пояснительная записка с указанием расчетных параметров по воздуху в Помещении
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- План системы общеобменной вентиляции с указанием расчетных параметров воздуха на вентрешетках
- Аксонометрическая схема системы общеобменной вентиляции
- План и аксонометрическая схема технологической вентиляции (если предусматривается)
- План системы кондиционирования с указанием мест прохождения трубопроводов холодоснабжения и дренажа, а также узла обвязки кондиционеров
- Спецификация оборудования и материалов
Проектирование водоснабжения и канализации необходимо для выполнения двух целей. Первая — соответствие воды гигиеническим нормам, установленным в регионе. Второе — обеспечение бесперебойной работы водопровода и канализации на кухне. Очевидно, что ресторан потребляет значительно больше воды, чем административное, а уж тем более бытовое здание (рассчитать можно по СНиП 2.04.01-85*). Коммуникации должны выдерживать нагрузку.
Документ включает в себя:
- Допуск СРО к работам по подготовке проектной документации
- Пояснительная записка с указанием расчетных параметров по водопотреблению
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- План Помещения с расстановкой технологического оборудования и местами подвода воды и канализации
- Аксонометрическая схема трубопроводов ХВ и ГВ
- Аксонометрическая схема трубопровода производственной канализации
- Схема узла учета расхода ХВ и ГВ
- Спецификация оборудования и материалов
Проектирование электроснабжения. Современными заведениями питания используется большое количество оборудования, работающего на электроэнергии. Причем, и от 220 В, и от 380 В. Проект надежной проводки, способной работать с высокими нагрузками, должен создаваться только профессионалами.
Документ включает в себя:
- Допуск СРО к работам по подготовке проектной документации
- Пояснительная записка
- Ведомость чертежей и ссылочных документов
- Однолинейная электрическая схема вводно-распределительного щита с указанием номера группы и марки вводного кабеля (согласно электрическому проекту Базового здания)
- Монтажная схема щита
- Планы сети освещения (с указанием номеров групп, марки и сечения кабеля)
- План силовой и розеточной сети (с указанием номеров групп, марки и сечения кабеля)
- Схема принципиальная электрическая управления (в случае применения схем автоматического управления)
- План прокладки кабельных коммуникаций с указанием мест установки распаечных коробок
- Спецификация оборудования и материалов
Общая стоимость инженерного проектирования — 147 600 рублей.
Технологическое проектирование
Это создание оптимальной схемы расстановки оборудования в помещении и разработка планов привязки техники к сетям коммуникаций.
Стоимость — 200 рублей за м² площади. Сумма — 36 000 рублей.
При заказе комплекта оборудования в компании «КЛЕН» технологическое проектирование Вы получаете бесплатно.
Дизайн
Если кафе или тематические пабы иногда могут создать визуальное оформление своими силами, то ресторанным проектам стоит обратиться к услугам профессионалов.
Дизайн «под ключ» это:
- Разработка дизайнерского решения в рамках концепции
- Создание 3D-визуализации проекта
- Подбор материалов и мебельного оснащения, расстановка
- Дизайн фасадов
- Авторский надзор за воплощением
«Полный комплект» дизайна обойдется в 1200 рублей за м². Сумма — 216 000 рублей.
Если позволяют средства, стоит заказать и брендбук — тогда все рекламные материалы будут выполнены в единой концепции.
Отделка помещения
Собственно, воплощение дизайн-проекта. Цены указаны за работу квалифицированных строителей. Отделка среднего уровня (сложнее косметического, но еще и не VIP) будет стоить 7 000 рублей без учета материалов.
Сумма — 1 260 000 рублей.
Оснащение
Современное ресторанное оснащение — отдельная отрасль в индустрии гостеприимства, своеобразное «государство в государстве». На ведущих производителей работают полноценные научные отделы, создавая не только более совершенную технику, но и принципиально новые способы обработки продуктов.
При выборе оборудования стоит обратиться к профессионалам, иначе существует риск «промахнуться». Слишком мощное и дорогое оборудование будет окупаться годами, а дешевые модели не справятся с нагрузкой. В обоих случаях ресторатор понесет убытки.
Ниже представлено оснащение ресторана на 50 мест с классической кухней.
Тепловое оборудование:
- Пароконвектомат TECNOEKA EVOLUTION EKF 711 E UD — 214 307 рублей
- Плита электрическая ЭПК-47ЖШ четырехконфорочная с жарочным шкафом — 70 600 рублей
- Печь для пиццы GAM MD1 — 37 961 рублей
- Плита индукционная UN-3,5KC-1 настольная ВОК — 16 971 рублей
- Жарочная поверхность (аппарат контактной обработки) АКО-80Н — 55 500 рублей
- Рисоварка ERGO CFXB 50-70x — 3 366 рублей
- Кипятильник ERGO KSY-30 — 11 169 рублей
- Шкаф холодильный POLAIR ШХ-1,4 (CM114-S) — 51 210 рублей
- Шкаф морозильный POLAIR ШН-0,7 — 51 543 рублей
- Стол охлаждаемый HICOLD GN 11/TN — 78 530 рублей
- Льдогенератор ICEMATIC E21 W — 57 622 рублей
- Витрина кондитерская вертикальная с вращением HICOLD VRC 350 RI — 108 190 рублей
- Миксер KITCHEN AID 5KSM150PSEWH — 60 990 рублей
- Миксер ROBOT COUPE Mini MP 190 Combi — 37 384 рублей
- Мясорубка FAMA TS 22 (FTS 117UT) — 57 093 рублей
- Слайсер «Convito» HBS-220JS — 20 043 рублей
- Овощерезка ROBOT COUPE CL30 Bistro — 65 121 рублей
- Комплект режущих дисков для ROBOT COUPE CL30 Bistro — 24 278 рублей
- Соковыжималка QUAMAR T94 для цитрусовых — 34 634 рублей
- Кофемашина FUTURMAT Rimini А/1 — 156 653 рублей
- 2 ванны моечных односекционных ВМ 1/630 — 16 788 рублей
- Ванна моечная двухсекционная ВМ 2/630 — 17 017 рублей
- 2 стола производственных пристенных СРП 1200/600/СРПЦ Э — 13 510 рублей
- 2 стола рабочих островных СРЦ 1200/600/СРЦЦ Э — 12 540 рублей
- 4 стеллажа со сплошными полками СК 1200/400 — 45 060 рублей
- 2 зонта вытяжных пристенных МВО-0,8 МСВ — 24 724 рублей
- 2 зонта вытяжных ЗВО 12*10 — 31 504 рублей
- 4 полки настенных сплошных ПК 600/300 — 9 544 рублей
- Стол островной для сбора отходов СПС-111/900 — 8 674 рублей
Поварские ножи — 31 176 рублей
Предметы сервировки — 114 106 рублей
Стеклянная и фарфоровая посуда, столовые приборы — 213 960 рублей
Мебель для ресторана на 50 посадочных мест (включая станцию официанта) — 762 725 рублей
Таким образом, все оснащение ресторана обойдется в 2 600 000 рублей.
Регистрация
Получение разрешительной документации и регистрация бизнеса — этап, который может попить больше крови, чем все остальные вместе взятые. И не из-за чрезмерной сложности, а по причине не самой оперативной работы всевозможных служб и инстанций.
Для организации ресторана оптимальной будет форма ООО (общества с ограниченной ответственностью).
Во-первых, учредители юридического лица, в отличие от индивидуального предпринимателя, несут ответственность только в размере уставного капитала. Бизнес имеет риски, и стоит обезопасить себя от возможного провала.
Во-вторых, ООО может нанимать и назначать генерального директора по своему усмотрению. Этот момент будет важен, если бизнес начнет расширяться.
Из минусов ООО — довольно сложная отчетность, которую лучше отдать на аутсорс. Или нанять бухгалтера.
Для регистрации юридического лица потребуются:
— Протокол собрания учредителей, который подтверждает создание ООО
— Устав
— Свидетельство о регистрации
— Свидетельство о присвоении ИНН
— Выписка из Единого реестра (ЕГРЮЛ, ЕГРИП)
— Информационное письмо Росстата о кодах ОКВЭД:
- 55.30 Деятельность ресторанов и кафе
- 55.40 Деятельность баров
- 55.52 Поставка продукции общественного питания. Сюда входит деятельность предприятий общественного питания по производству продукции общественного питания, ее доставке
- Если в ресторане предполагается бильярд или караоке, добавьте соответствующие коды из классификатора (например, 92.72)
— Договор с банком об открытии счета
— Подтверждение регистрации ККТ (контрольно-кассовой техники)
— Штатное расписание
— Приказ о назначении руководителя, главного бухгалтера, кассира-операциониста
— Контрольный журнал и книга жалоб
Для помещения:
- Подтверждение права пользования помещением (договор аренды или свидетельство о праве собственности)
- Паспорт БТИ с поэтажными планами и экспликацией
- Инженерные проекты (см. выше)
- Заключения на проекты, выданные ГАПУ и МВК
- План эвакуации и пожарные инструкции
- Договор на обслуживание сигнализации
- Согласованный с СЭС план производственно-технического контроля
- Свидетельство о прохождении экспертиз на соответствие санитарным нормам
- Заключение МЧС о пожарной безопасности
- Заключение СЭС о наличии необходимого оборудования и помещений
- Санитарные паспорта объекта и транспортных средств
- Лицензия на торговлю алкоголем
- Гигиеническое заключение на сырье и готовые блюда от Роспотребнадзора
- Результаты медосмотра персонала
- Вывоз и утилизация ТБО и биологических отходов
- Договор на дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию
- Договор на очистку системы вентиляции
- Договор на стирку спецодежды
- Договор на вывоз и утилизацию люминесцентных ламп
Налогообложение
Большинство региональных рестораторов предпочитают работать по ЕНВД(единый налог на вмененный доход). Но эта система налогообложения не работает для Москвы. К тому же, здесь существует ограничение по площади — до 150 м².
Для выбранного нами примера бизнес-плана больше подойдет упрощенная система налогообложения.
Условия для перехода:
- До 100 работников
- Годовой доход до 60 млн. рублей
- Нельзя иметь филиалы и представительства (для стартующего проекта этот пункт неважен)
- Нельзя использовать УСН, если участие в ООО других организаций больше 25%
- Подача заявления о переходе на УСН в течение 30 дней с момента регистрации
Предприятия на УСН не платят НДС, налоги на прибыль и имущество. Вместо этого вводится один ежеквартально оплачиваемый налог. Платить его Вы можете по одной из двух схем расчета — с доходов или с разницы между доходами и расходами. В первом случае отчисляется 6%, во втором — 15%. Региональные власти могут менять ставки по своему усмотрению, узнать точные значения можно в регионе открытия ресторана.
Персонал
Вопрос с кадрами для индустрии гостеприимства в России стоит достаточно остро. Если барменов и поваров готовят, пусть и «штучно», то найти квалифицированного официанта — настоящая проблема. В большинстве своем, официанты — подрабатывающая молодежь. Те же, кто остается в индустрии, со временем переходят в управляющие и распорядители, снова нанимая новичков. И так по кругу. Достаточно сказать, что в 90-х годах в Москве было 25 учебных заведений, выпускающих профессиональных официантов. Сейчас их 2.
Полноценный и квалифицированный штат формируется двумя путями:
- Вы можете «растить» собственных специалистов с нуля
- Или «перекупить» нужных людей у конкурентов (впрочем, их впоследствии могут перекупить и у Вас)
- Директор. Ориентировочная зарплата — от 70 000 рублей
- Шеф-повар. Ориентировочная зарплата — от 70 000 рублей
- 2 су-шефа. Ориентировочная зарплата — от 50 000 рублей
- 4 повара универсала. Ориентировочная зарплата — от 40 000 рублей
- 2 менеджера зала. Ориентировочная зарплата — от 35 000 рублей
- 6 официантов. Ориентировочная зарплата — от 25 000 рублей
- 2 бармена. Ориентировочная зарплата — от 30 000 рублей
- Водитель-экспедитор. Ориентировочная зарплата — от 35 000 рублей
- Кладовщик. Ориентировочная зарплата — от 35 000 рублей
- 2 уборщицы. Ориентировочная зарплата — от 20 000 рублей
- 2 посудомойки. Ориентировочная зарплата — от 20 000 рублей
Общие ежемесячные затраты на заработную плату: 830 000 рублей.
Наценка и рентабельность
Затраты ресторана условно состоят из трех статей — аренды, заработной платы и стоимости продуктов.
Первые два вида расходов условно постоянны. А вот с себестоимостью блюд можно работать — как раз за счет грамотного соотношения наценки к стоимости продукта формируется прибыль заведения.
К этому этапу ресторатор подходит с уже разработанным меню. Универсальной формулы для определения наценки не существует. Есть тенденция, что на горячее самая маленькая наценка (100-250%) , на супы и кофе — самая большая (500-1000%). Но стоимость каждого блюда рассчитывается отдельно.
Что необходимо учитывать:
— Платежеспособность целевой аудитории. Как говорилось выше, форматы ресторанов могут кардинально различаться. Сколько Ваши клиенты готовы отдать за то или иное блюдо? Установить это помогут маркетинговые исследования района, в котором Вы работаете. Полученный параметр называется «воспринимаемая цена» — максимальная цена, по которой гости будут покупать продукт в запланированном количестве.
— Конкуренция. Реклама и даже высокое качество блюд, увы, не сработают, если ресторан за углом предлагает аналогичное (пусть и только по названию) блюдо на треть дешевле. Ориентироваться придется на рынок. Это правило не касается эксклюзивных предложений.
— Фудкост — процентное соотношение себестоимости блюда и его отпускной цены. Какую часть заработанных денег Вы потратили еще до подачи блюда. Приемлемые показатели для ресторана — 25-40%. Считать необходимо не затраты продукта по технологическим картам, а фактический расход. В него войдет и порча, и комплименты гостям, и стафф-питание.
— Маржа — то есть прибыль с каждого блюда в рублях. Вам хватает суммарной прибыли?
— Оборачиваемость. В ресторане есть «топовые» позиции, которые пользуются наибольшим спросом. Всенародная любовь к салату «Цезарь», например, давно известна. Маржу на такие блюда можно уменьшать и добирать прибыль за счет больших продаж.
В ценообразовании должен непосредственно участвовать шеф-повар, поскольку теоретические выкладки имеют значительные расхождения с реальным процессом работы на кухне.
Средняя рентабельность ресторанов по оценке Forbes составляет 15%. При показателях в 20-25% проект можно считать успешным. 10% рентабельности — зона риска.
Резюме
Подведем итоги. На открытие собственного ресторана (50 посадочных мест, площадь — 180 м²) потребуется:
Единовременно — для инженерного и технологического проектирования, ремонта, дизайна, закупки оснащения и инвентаря: 4 259 600 рублей.
Сумма дана без учета стоимости регистрации, последнюю можно узнать в контролирующих инстанциях Вашего региона.
Регулярно — 830 000 рублей в месяц на зарплату, 9 000 000 рублей в год на аренду помещения в районе ТТК Москвы.
Плюсом пойдут закупки продуктов, эта цифра целиком и полностью зависит от меню заведения.
Средний срок окупаемости ресторана Casual Dining — 2,5-3 года.
Материал может быть удален по просьбе
Для просмотра ссылок необходимо выполнить Вход или Регистрация