Разное [Евгений Стефанский] [МИФ.Курсы] Язык и культурные коды (2024)

  • Автор темы Red Sun
  • Дата начала
[Евгений Стефанский] [МИФ.Курсы] Язык и культурные коды (2024)


Язык и культурные коды [МИФ.Курсы] [Евгений Стефанский]

Как жизнь наших предков зашифрована в языке и фольклоре
Вряд ли кто-то, проговаривая известную с детства присказку: «Ладушки, ладушки! Где были? — У бабушки», задумывается о том, что эта фраза про общение живых и мертвых (и даже имеет отношение к шаманизму). Или что «Баю-баюшки-баю, не ложися на краю» восходит к обряду инициации.

Язык — то, что объединяет нас и наших предков.
Анализируя его, мы узнаем, как в древности осмысляли время и пространство, жизнь и смерть, чего боялись и во что верили.
Почему тоска наваливается, как обозначался центр мира и отчего «оно» и «они» — страшные?
На лектории поговорим о том, как в слова, которые мы с вами пишем и произносим сегодня,
впечатаны обычаи, верования и мысли людей прошлого. И это не фантастика.
А лингвистика.

Зачем искать в языке «преданья старины глубокой»?
  • Чтобы чувствовать язык, различая тончайшие нюансы смыслов.
  • Узнать, какие представления древних людей о мире мы, сами того не замечая, воспроизводим каждый день в своей речи. Иногда даже ритуальные заклинания!
  • Уметь подбирать точные слова и доносить свои идеи так, чтобы быть услышанным. Что полезно для пишущих людей и не только.
  • Получить мурашки и непередаваемые ощущения от прикосновения к глубокой древности.
Для кого этот лекторий
  1. Для людей пишущих и читающих
  2. Для всех, кто обожает историю и культуру
  3. Для тех, кто поклоняется Проппу, великому и всемогущему
Что вы вынесете из лектория
  • Раскроете для себя новые грани восприятия языка и понимания его тончайших смыслов, заложенных в лексике и грамматике
  • Увидите, как в языке закрепились представления древних о пространстве, времени, границах, жизни, смерти и существах потустороннего мира. И как мы используем эти языковые конструкции до сих пор
  • Научитесь различать неочевидное родство слов по их ассоциативной связи с древними ритуалами и магическими действиями
Программа:
Лекция 1. Что такое антропоцентрическая лингвистика?

1. Все знают про законы физики. А есть ли законы языка?
2. Что интересовало лингвистов в XIX и XX веках? Лингвистика XXI века: в центре — человек как носитель определенного языка и культуры.
3. Почему язык отражает не научный, а наивный взгляд на мир?
4. Топонимическая легенда о волжских городах и древнейшие бинарные оппозиции (левый-правый, мужской-женский, полный-пустой, свой-чужой).
5. Как жест зафиксировался в слове? Этимология слов «клятва» и «присяга». У какой бабушки гостили ладушки?
6. По проспекту гуляли пары. У Ивановых сегодня гуляют. Жена гуляет от мужа. Что объединяет эти три значения глагола «гулять»

Лекция 2. У последней черты. Пространственные культурные коды и их отражение в языке
1. Он здесь с первого колышка. Почему строитель подобен Богу?
2. Как обозначался центр мира?
3. Место как обитаемое пространство.
4. Граница: от природных границ к «мечению территории» и опахиванию до вала и крепостных стен.
5. Почему оборона всегда круговая? Почему кремль — это укромное место?
6. Что такое межа и почему «меж двух огней» и «между молотом и наковальней» всегда неуютно?

Лекция 3. Это переходит все границы. Этические, юридические и эмоциональные концепты, порожденные пространственными культурными кодами
1. Нарушение моральных и правовых норм как нарушение границы: «Его дерзость не имеет границ», «перейти Рубикон», «преступление», «проступок».
2. Рефлексия по поводу границы: «У человека нет внутренней суверенной территории, он весь всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого» (М. Бахтин).
3. Актуализация внутренней формы слова «преступление» в романе Ф. Достоевского «Преступление и наказание».
4. Смех на границе. Типаж Трикстера.
5. Юркий шалун и шальной охальник — отражение Трикстера в языке.
6. Трикстер и черта в рассказе М. Кундеры «Эдуард и Бог»

Лекция 4. Живые и мертвые. Оппозиция «жизнь — смерть» в грамматике славянских языков
1. Как возникла и что отражает категория одушевленности-неодушевленности в славянских языках. Как оскорбить с помощью грамматики.
2. «У кошки котя такое же дитя». Что обозначает средний род и класс существительных со значением детенышей животных.
3. Его переехало трамваем. Страшное «оно» и «они» у Салтыкова-Щедрина и Булгакова.
4. «Ингредиенты» тоски: печаль + страх.
5. Метафорические модели тоски: тоска навалилась и «По тебе внизу тоскует мама, // В ней душа грустней пустого храма» (М. Цветаева).
6. Тоска в контексте похоронной обрядности.

Эксперт: Стефанский Евгений Евгеньевич
Доктор филологических наук, профессор Самарского университета, автор более 150 научных работ (в том числе четырех монографий).
Научные интересы: славянское языкознание, лингвокультурология, этнолингвистика.
Этот лекторий развивает идеи, высказанные в книге Е. Е. Стефанского и С. З. Агранович «Миф в слове и поэтика сказки»

Подробнее:
Скачать:
 

Похожие темы

Ответы
0
Просмотры
114
Red Sun